В центре судебного разбирательства оказался случай мужчины, который в 2019 году решил объявить себя банкротом из-за задолженности в размере 10,3 миллиона рублей. Хотя сумма долга со временем возросла, точные цифры больше не уточняются в материалах дела, пишет Дзен-канал "Юридическая консультация".
Долги и попытка продажи жилья
Кредиторы решили выставить на продажу единственный дом должника, площадью 295,6 квадратного метра, находящийся в Коломне на арендованном участке. Они аргументировали свое решение тем, что жилье слишком велико для одного человека и вырученные средства частично пойдут на покрытие долгов, а остаток позволит приобрести для должника более скромное жилье согласно социальным нормам Коломны — 16 квадратных метров на человека.
Апелляция и судебное разбирательство
Должник не согласился с этой позицией и подал апелляцию в Десятый арбитражный суд, который постановил, что должник должен сначала оформить право на новое жилье перед продажей текущего. Суд посчитал, что решение о продаже ''роскошной'' недвижимости возможно только после обеспечения должника более доступным жильем.
Тем не менее, один из финансовых управляющих подал ходатайство в Арбитражный суд Московской области о продаже дома. Вопрос о праве на утрату ''роскошного'' жилья и о покупке заменяющего оставался открытым, что привело к передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Выводы Верховного Суда
Коллегия, после изучения материалов, пришла к выводу, что решения предыдущих инстанций должны быть отменены, а вердикт первой инстанции — оставлен в силе. Верховный Суд указал на нарушение принципа состязательности сторон: апелляция не дала возможности должнику исключить спорное имущество из конкурсной массы, что создавало для кредиторов неуместное преимущество.
Таким образом, долгожданное решение привело к тому, что дом остался у должника — его единственного месте жительства, несмотря на его внушительные размеры и количество комнат. Эта ситуация подчеркивает важность защиты прав должников в контексте неплатежеспособности.