В последние годы в России сложилась странная ситуация вокруг назначения пенсий. С одной стороны, чиновники заверяют граждан в надежности единой базы данных Социального фонда России (СФР), где хранятся все данные о трудовом стаже и страховых взносах. С другой — при оформлении пенсии от будущих пенсионеров требуют оригиналы трудовых книжек, что наводит на мысль о недоверии к своей же системе.
Причины бюрократических препятствий
Проблема коренится в статье 14 Федерального закона "О страховых пенсиях". Этот закон позволяет Соцфонду запрашивать документальное подтверждение стажа. Если гражданин по каким-то причинам не может предоставить свою трудовую книжку — она была утеряна, повреждена или не возвращена работодателем — фонд вправе игнорировать рабочие периоды при расчете пенсии.
Для многих людей, особенно тех, кто работал в нестабильные 1990-е и 2000-е годы, это создает серьезные трудности. Их уверяли, что вся информация фиксируется и доступна в базе, но когда дело доходит до оформления пенсии, оказывается, что без старой бумажной книжки подтвердить свой стаж практически невозможно.
Цифровизация vs. необходимость бюрократии
Странным это выглядит на фоне повсеместной цифровизации. Век технологий дает возможность получить множество данных о гражданах: где они работают, сколько зарабатывают, какие налоги платят. Персонифицированный учет в пенсионной системе начали вести с 2002 года. Казалось бы, информация должна быть полностью цифровой. Однако на практике требуется старая трудовая книжка.
Проблема усугубляется с переходом на электронные трудовые книжки с 2020 года. Многие граждане уже отказались от бумажных носителей, но что произойдет, когда они выйдут на пенсию и столкнутся с требованием предоставить документ, которого у них нет? Особенно тревожит тот факт, что за периоды до перехода на электронный формат данные нередко неполные.
Коррупционные риски и бюрократический лабиринт
Ситуация открывает двери для коррупции и злоупотреблений. Граждане, которые получают отказ в учете своего стажа, вынуждены обращаться в архивы или разыскивать документы у ликвидированных предприятий, а порой и подавать в суд на Соцфонд. Все это требует значительных затрат времени и ресурсов.
Таким образом, государство внедряет электронный учет и призывает доверять цифровым системам, но само не верит данным своей базы. Эта парадоксальная ситуация вызывает вопросы о надежности и целесообразности существующей системы, где от граждан требуют подтверждения информации, которая, по идее, и так должна быть известна.































