С 1 января 2026 года в России ожидается повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Вслед за этим, порог для компаний, использующих упрощённую систему налогообложения, будет значительно понижен с 60 миллионов до 10 миллионов рублей. Эти изменения создают серьёзные вызовы для многих малых бизнесов, вынуждая их адаптироваться к новым условиям, что, в свою очередь, приведёт к росту бюрократии и издержек.
Преждевременное повышение цен
Существуют опасения, что из-за предстоящего изменения налога бизнес начнёт заранее повышать цены на свою продукцию и услуги. Этот сценарий уже наблюдался в 2018 году, когда переход на 20% НДС способствовал росту инфляции ещё до вступления новых правил в силу. Экономика, как кажется, вновь движется по знакомой траектории, и это вызывает существенные волнения среди потребителей.
Центробанк и Минфин: экономическая игра
Независимо от официальных объяснений повышения НДС, которое чиновники оправдывают необходимостью борьбы с дроблением бизнеса, реальной целью может быть максимизация налоговых поступлений. При этом действия Минфина и Центробанка России становятся взаимосвязанными: повышение НДС ведёт к росту цен, а высокие ставки удерживают инфляцию на высоком уровне, что осложняет экономическую ситуацию. В результате создаётся замкнутый круг, где налоговая политика фактически усугубляет инфляцию, а Центробанк реагирует на это повышением ставок.
Инвестиции и реальное время
Министерство экономического развития уже заявило, что в 2026 году ожидается замедление инвестиционной активности. Причина заключается в том, что НДС забирает значительную часть оборотных средств малых и средних предприятий, замедляя их развитие. Компании вынуждены брать кредиты и сталкиваются с ростом издержек, что, в свою очередь, ставит под угрозу их будущие проекты. С точки зрения бюджета, Минфин ожидает, что увеличение НДС принесёт около 1,3 триллиона рублей, что составляет лишь 4% от общего объёма. Однако при этом увеличивается финансовая нагрузка как на бизнес, так и на граждан.