Нет надежды на пенсию
Согласно исследованию сервиса для поиска работы и размещения вакансий Superjob, больше четверти участников опроса не рассчитывают на государственную пенсию как на основной доход по достижении пенсионного возраста. В исследовании приняли участие 1600 респондентов со всей России. Каждому участнику задали один вопрос: «Как вы считаете, каким будет основной источник вашего дохода по достижении пенсионного возраста?»
28% россиян считают, что их основным источником дохода в пенсионном возрасте будет работа или подработка. На государственную пенсию надеются 23%. Личные сбережения рассчитывают использовать 14% россиян. О средствах, вложенных в негосударственные пенсионные фонды, как об основном источнике дохода, говорили 3%. В помощь своих детей как в основной источник дохода верит незначительное меньшинство участников опроса (1%).
1 из 4 опрошенных затруднился ответить на вопрос.
На госпенсию и работу чаще надеются женщины и респонденты старше 45 лет. Молодежь до 35 лет чаще рассчитывает на сбережения (20% против 6% у старшего поколения). Мужчины и высокооплачиваемые респонденты также чаще полагаются на личные накопления.
Среди россиян с доходом до 50 тыс. рублей в месяц доля рассчитывающих на государственную пенсию составляет 29%, а на работу — 33%. Зарабатывающие от 100 тыс. на государственные выплаты надеются меньше и работать планируют реже (18 и 26% соответственно), зато чаще полагаются на личные сбережения (18% против 11% среди получающих ниже среднего).
Жителей Москвы, Санкт-Петербурга и регионов, рассчитывающих на государственную пенсию, примерно поровну (22—23%). Среди петербуржцев больше тех, кто рассчитывает продолжать работать и после выхода на пенсию по возрасту (32%), а среди москвичей больше полагающихся на личные сбережения (17%).
В ранних исследованиях сервиса, в 2007—2009 годах, наблюдался пик надежд на личные сбережения (26—33%), после чего этот показатель начал снижение. Доля рассчитывающих на государственную пенсию, напротив, выросла с 7—9% до 22—25% в последние годы. Число предполагающих работать на старости увеличивается: этот показатель вырос с 23% в 2009 году и стабилизировался на уровне 27—30%. Также следует отметить, что за 18 лет значительно выросла доля затрудняющихся с ответом, что свидетельствует о растущей неопределённости в отношении пенсионного будущего.
На данный момент средняя пенсия по старости в России составляет 25 тыс. 98 рублей (данные Социального фонда РФ на 1 июля 2025), тогда как достойной выплатой россияне считают 49 тыс. 800 рублей в месяц, что неудивительно при таком-то росте цен на продукты, коммунальные услуги и прочие нужды.
Текущих пенсий недостаточно для комфортной жизни, поэтому многие пенсионеры вынуждены подрабатывать. Рассчитывать на помощь детей также не приходится из-за финансовых трудностей молодежи.
Ситуация и правда может сложиться критическая, что в будущем и вовсе приведёт к исчезновению таких понятий, как «пенсия» и «пенсионный возраст». Как бы страшно это ни звучало, если государство не примет никаких мер по улучшению ситуации с пенсионной системой, то нынешнее молодое поколение рискует и вовсе работать до самой смерти, лишившись выплат по старости или же получая сущие копейки на своё существование по итогам многолетней трудовой деятельности.
Государство уже призывает «зумеров» копить деньги на безбедную старость, можно сказать, тем самым снимая ответственность с себя, в духе памятного высказывания «государство никому ничего не должно». Судя по всему, оно должно только классу, который в современной России правит бал, а все остальные — пусть выживают уж как-нибудь сами.
Владислав ГОНЧАРОВ.









































